Почему to-do-списки не всегда работают?

To-do-листы – это такая вещь, которая способна вызвать как восхищение, так и недоумение у разных людей. Одни видят в них спасение от забывчивости, инструмент управления временем и путь к повышению продуктивности, другие же считают, что это бесполезная трата времени и энергии.

Давайте взглянем на этот вопрос с темпераментом и немного юмора.

Одна из причин, почему некоторые люди отказываются от использования to-do-листов, это структурная прокрастинация. Некоторые люди склонны выполнять легкие, но несрочные задачи, чтобы избежать выполнения действительно важных дел.

Вот вы утром смотрите на свой to-do-лист: «1. Написать отчет. 2.

Помыть посуду. 3.

Перекинуть книги на полке. 4.

Написать почту клиенту». И, конечно же, вы начинаете с пункта «Помыть посуду», потому что вдруг она покажется настолько грязной, что вы уже не сможете сосредоточиться на работе.

В итоге весь день можно заняться второстепенными делами, а главное так и остаться недовольным.

Шина Айенгар и ее исследования о парадоксе выбора подтверждают, что человеку сложно справляться с огромным количеством задач. Ведь в списке на день 50-60 пунктов, а это же абсурд!

Даже самый отважный человек вряд ли сможет выполнить такое количество дел за 24 часа, и в итоге выбор делегает сомнения и путаницу. Я вижу, как человек просыпается, садится за to-do-лист и начинает разбираться, с чего же начать. «1. Убраться в комнате.

2. Заплатить за квартплату. 3.

Перезвонить бабушке. 4. Сходить в магазин.

5. Купить подарок другу.

6. Посмотреть фильм. 7.

Прочитать книгу. 8. Поехать в гости».

После того как он прочитал 8-ой пункт, ему вдруг захотелось посмотреть фильм и он решил: «А ну его, другу можно и без подарка, пойду лучше выпью чаю». И вот уже вечер, и to-do-лист так и остался неисполненным.

Еще одна забавная ситуация возникает из-за гибкой приоритетности задач.

Человек ставит себе задачи по степени важности, а затем, внезапно, всё переворачивается с ног на голову. Ранее запланированные визиты к клиентам уступают место неожиданной поломке машины, и теперь у вас есть возможность либо исправить проблему с транспортом, либо оставаться без машины и без клиентов.

Но в итоге to-do-лист переходит в разряд «зря потраченного времени».

Бесконечность дел – это тоже замаскированная угроза для эффективности to-do-листов. Представьте, у вас на to-do-листе появляются новые и новые задачи, пока список не превращается в зону аномалий. Дела «вещие» местами пересекаются с делами «текучками», и в итоге, вы теряетесь в этом море дел и начинаете ненавидеть сам план. Рекомендую выделить несколько списков по тематике и там уже структурировать задачи.

Например, «to-do на день», «to-do на неделю», «to-do на месяц» и т.д. Может быть, это поможет вам избежать паники от навалившихся дел.

И последняя, но не менее важная причина – это когда вы относитесь к задачам в to-do-листе, как к намерениям. Представьте, утром вы проснулись, заварили себе кофе и начали писать план дня.

«Сходить в спортзал. Поесть здоровый завтрак. Начать учить новый язык. Написать 10 страниц романа».

И потом, когда наступает вечер, вы вспоминаете о своем to-do-листе и понимаете, что сделали всего лишь одно дело – выпили кофе. «Эх, ну что ж, завтра точно буду следовать плану до конца», – говорите себе вы, закрывая блокнот на неделю.

Так что, чтобы извлечь максимум пользы из to-do-листов, важно правильно относиться к ним, не забывать о главных целях и не затягивать с выполнением задач. А еще лучше – добавить в план немного юмора, чтобы веселее было двигаться к своим целям.